МИХАЙЛОВСКИЙ театр (Театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского), Санкт-Петербург

история

 

Афиша мероприятий театра на текущий месяц
Заказ билетов
Оперный и балетный репертуар с фото основных постановок
История театра
Сезоны театра
Вид театрального зала, план зала с расположением мест
Адрес и вид театра, работа касс
    *Рассылка
    *Ваше письмо

 

Волею судеб театру на Михайловской площади суждено было родиться дважды, и трудно сказать, какой из дней рождения более значим для истории и творческого становления театра.

8 ноября 1833 г. состоялось первое представление на сцене только что отстроенного архитектором А. Брюлловым Императорского Михайловского театра. 

Императорский Михайловский театр, Санкт-Петербург, 1830-е годы

Великолепно вписавшееся в архитектурный ансамбль Михайловской площади здание стало третьей императорской сценой в Санкт-Петербурге. Но в отличие от своих собратьев — Мариинского и Александрийского театров — эта сцена не имела ни своей собственной труппы, ни четко определенной репертуарно-жанровой направленности. Поначалу театральное здание использовалось преимущественно как концертный зал. Правда, уже в первые годы среди драматических спектаклей и водевилей, играемых труппой Александрийского театра или заезжими французскими и немецкими артистами, здесь случались и оперные представления. Очевидно, именно они навели на мысль о необходимости расширения размеров сцены и зрительного зала. Последовавшая в 1859 г. перестройка привела внутренние объемы театра в соответствие с требованиями масштабных оперных и балетных спектаклей. Но до того момента, когда музыкальные представления окончательно утвердятся ни Михайловской сцене, было еще очень далеко. На многие десятилетия здесь обоснуются французская драматическая труппа и конкурирующая с ней немецкая. Редкие оперные спектакли на Михайловской сцене устраивались преимущественно силами Императорской русской оперы (Мариинского театра). В связи с ремонтом Мариинки в 1894 г. оперные спектакли участились, на несколько лет установилась традиция еженедельных воскресных оперных представлений, но затем эта традиция угасла.

Коренные изменения в судьбу театра внесла Октябрьская революция. Как только французская труппа покинула Михайловскую сцену, перед ней встала проблема формирования собственной труппы. По инициативе наркома А.В.Луначарского театру суждено было стать вторым оперным театром Петрограда. «Рожденный революцией» — этот эпитет надолго прирос к новому оперному коллективу, который, действительно, стал складываться спустя всего 4 месяца после установления советской власти.

6 марта 1918 г. — второй день рождения Михайловского театра, но теперь уже его творческого организма — его оперной труппы. В этот вечер театр вновь открыл свои двери, публике был представлен «Севильский цирюльник». Впрочем, днем рождения труппы этот день можно считать лишь условно: на Михайловской (теперь государственной, а не императорской) сцене выступала, как и в прежние времена, труппа Мариинского театра. Свой оркестр, хор и миманс появятся только в следующем сезоне, а вот солисты еще долго (вплоть до начала 30-х годов) будут «заимствоваться» из Мариинского. И все-таки новый оперный театр родился. То, что произошло в ближайшие годы, превзошло всё ожидания. Молодой театр очень скоро обрел свое лицо, свое эстетическое кредо.

«Театр певца-актера» — так определяли основную художественную направленность второго оперного театра. Немалая заслуга в этом принадлежала одному из первых его режиссеров — Н.Смоличу, принесшему в оперу культуру драматической сцены, а также главному дирижеру и художественному руково­дителю театра С.Самосуду.

Н. Смолич С.Самосуд

Н. Смолич

С.Самосуд

Продуманность режиссерской концепции, тщательнейшая проработка с артистами всего сценического рисунка спектакля отличали постановки Смолича и привлекали к нему симпатии и любовь зрителей. Театр стремился к новому, он был в поиске. Здесь не было и тени привычной оперной рутины. Поначалу даже отход от серьезной оперы помогал сформировать свою театрально - исполнительскую манеру. Концентрация на развлекательно-комическом материале отразилась в новом названии, которое театр получил в 1920 г. Государственный академический театр комической оперы. Однако название вскоре опять сменилось: с 1921 г. театр стали называть Малым академическим театром, а с 1926 г. — Ленинградским академическим Малым оперным театром (в обиходе — Малеготом).

Малегот не признавал никаких жанровых ограничений в своем репертуаре и с равной увлеченностью и самоотдачей брался как за классическое оперное наследие, так и за «легковесную» оперетту или экспериментальные современные сочинения. Не обремененный «вековыми» традициями, театр более чутко слышал свое время, был теснее связан с ним, но и более зависим от него. К середине 20-х годов, в разгар нэпа на сцене театра начинает преобладать оперетта (феноменальный, но с точки зрения художественных достоинств сочинения труднообъяснимый, успех «Желтой кофты» Легара легко понятен с точки зрения социально-психологической, впрочем, и художественные достоинства собственно театрального мастерства, с которым была осуществлена постановка, нельзя сбрасывать со счетов). Вторая половина 20-х годов проходит под знаком «современничества»: обращение к подчеркнуто экспериментальным образцам новейшего оперного искусства (операм Э.Кшенека, Э.Дресселя, Д.Шостаковича) — этап, впоследствии оцененный критиками как «наиболее крайняя точка отклонения от реалистического направления», а ныне воспринимаемый как одна из наиболее ярких страниц истории Малегота, отразившая во всей полноте бурные искания «золотых» 20-х годов.

Д.Шостакович

Д.Шостакович, 30-е годы

В 30-е годы по мере утверждения и насаждения в советском искусстве концепции социалистического реализма развитие театра входит в новое русло, на многие годы он становится «лабораторией советской оперы». Все ошибки и достижения театр полностью разделял со своей эпохой, его взлеты и падения довольно точно регистрировали кривую социальной и художественной жизни. Как бы мы не относились сегодня к заслугам театра перед советским оперным творчеством, считая их отражением официальной эстетики и политики, но далеко не всегда лишь угодничество определяло репертуарный выбор. Именно Малеготу обязаны своим сценическим рождением ныне признанные шедеврами, а в свое время вызывавшие столько споров и противоречивых мнений, оперы «Нос» и «Леди-Макбет Мценского уезда» Шостаковича, «Война и мир» Прокофьева.

С.Самосуд, М.Мендельсон, С.Прокофьев

С.Самосуд, М.Мендельсон, С.Прокофьев

Начав свой творческий путь как режиссерский театр и именно благодаря этому обретя собственный театрально-исполнительский стиль, Малегот в военные и послевоенные годы во многом утратил прежние, позиции. На протяжении длительного времени в театре не было режиссера, сопоставимого по масштабу творческой индивидуальности и четкости эстетических позиций ни с Н.Смоличем — первым главным режиссером, ни тем более с В.Мейерхольдом — одним из самых ярких новаторов, когда-либо работавших на сцене Малого театра (его единственная в Малеготе постановка «Пиковой дамы», вызвавшая бурю споров при своем появлении в 1935 г., и сегодня притягивает к себе внимание театроведов).

В.Мейерхольд

В.Мейерхольд,
во время работы над спектаклем

В 1940—60-е годы главными лидерами театра стали дирижеры. За пультом стояли прекрасные музыканты — Б.Хайкин (сменивший на посту главного дирижера С.Самосуда, многолетнего сподвижника и единомышленника Н.Смолича), К.Кондрашин, Э.Грикуров, Ю.Темирканов, К.Зандерлинг. Но как это ни парадоксально, при длительном дефиците полнопенной и планомерной режиссерской работы и, как следствие, неизбежном спаде актерского мастерства не смогло удержаться на должной высоте и музыкальное качество спектаклей.

Б.Хайкин К.Кондрашин

Б.Хайкин

К.Кондрашин

К.Зандерлинг Ю.Темирканов

К.Зандерлинг

Ю.Темирканов

Возвращение к режиссерскому театру наметилось в 70-е годы, когда в театр пришел Э.Пасынков. 

Э.Пасынков

Э.Пасынков

Но лишь С.Гаудасинскому, возглавившему театр с 1981 г. удалось восстановить традиции «театра певца-актера», которыми славился Малегот в пору своего становления. Повседневную репетиционную работу режиссер направил на сценическое осмысление пения, на выработку у певцов органичного синтеза телесной пластики и вокальной речи. Совершенно преобразился хор, из недифференцированной людской массы вдруг превратившийся в необычайно мобильный многоликий коллектив актеров. Сцена театра стала настоящей школой актерского мастерства для солистов.

Существенно изменилась и репертуарная политика театра. Главной стратегической задачей стало возрождение на сцене Малого оперного театра русской классики. Один за другим в репертуар возвращались оперные шедевры русских композиторов: «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина. Русская опера стада эстетическим кредо театра. Масштаб поставленной задачи заставил вновь пересмотреть имя театра, в котором эпитет «малый» совсем не соответствовал размаху сценических замыслов. С 1989 г. Малегот стал именоваться Санкт-Петербургским академическим театром оперы и балета имени М.П.Мусоргского. Имя Мусоргского присвоено театру неслучайно. Постановка «Бориса Годунова» стала крупнейшим и самым значимым успехом театра, укрепившим его на пути обновления русского репертуара.

Разумеется, наряду с русской классикой на оперной сцене продолжают жить и европейская опера (даже самые популярные оперные сочинения, такие как «Травиата» Верди, обретают здесь новое звучание и удивляют неожиданной свежестью), включая и современные ее образцы (к примеру, «Безумец» М.Ландовски или «Тартюф» К.Мичема) и даже оперетта (одна из последних работ театра — «Летучая мышь» И.Штрауса — убедительно демонстрирует широту творческой палитры актерского коллектива).

Театр славен своими актерами, режиссерами и дирижерами. И здесь театру Мусоргского есть чем гордиться. На его сцене пели Ф.Шаляпин, П.Журавленке, А.Попова-Журавленко, Б.Гефт, М.Ростовцев, И.Печковский, С.Преображенская, Н.Вельтер, А.Модестов, П.Лисициан, А.Соколова, О.Головина, И.Пичугин, В.Овчаренко, А.Ступальская, С.Шапошников, В.Кудрявцева, Т.Лаврова, В.Левандо, С.Лемешев, Г.Скопа-Радионова, М.Довенман, В.Матусов, К.Изотова, С.Баскакова, Е.Шумская, М.Петрова и др.

На сцене театра шли в разное время оперы в постановке: А.Феона, Н.Смолича, Ю.Петрова, Э.Каплана, В.Мейерхольда, Б.Зона, А.Киреева, Б.Покровского, Н.Охлопкова, С.Лемешева, С.Лапирова, А.Музиля, Э.Пасынкова, Р.Тихомирова, А.Петрова, А.Башловкина и др.

За дирижерским пультом стояли: Д.Похитонов, С.Самосуд, К.Кондрашин, Э.Грикуров, К.Зандерлинг, А.Найденов, Ю.Темирканов, А.Дмитриев, В.Кожин, В.Зива и др. С 1992 г. главным дирижером театра становится Андрей Аниханов.

А.Дмитриев

С.Лапиров

А.Дмитриев

Здесь сформировались в высококлассных мастеров многие певцы, которые и сегодня выступают на ведущих сценах мира. Среди них Н.Охотников, Е.Нестеренко, С.Лейферкус, Ю.Марусин, Т.Селезнев, Е.Гороховская, Т.Новикова, В.Ванеев, В.Васильев, В.Огновенко, К.Плужников. Труппу театра украшают заслуженные артисты России Н.Романова, Л.Тедтоева, Е.Устинова, А. Ненадовский, Н.Копылов, В.Юзвенко, В.Пищаев, лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов К.Котельников, Т.Черкасова, Н.Островский, Ю.Ившин, А.Матвеев и др.

Но, может быть, главным показателем высокого уровня мастерства театра является признание мировой общественности. В 1984 г. состоялась первая в истории театра зарубежная гастрольная поездка оперной труппы. С этого времени труппа ведет активную и успешную гастрольную деятельность, выступая в Италии, Англии, Франции, Германии, Голландии, Японии, США, Португалии. Театр достойно представляет традиции и достижения нашего оперного искусства. Пройдя путь от экспериментальной сцены и оперной лаборатории, театр вырос в самоцельный творческий организм с большими художественными возможностями и стал неотъемлемой частью культурного достояния Санкт-Петербурга.В начало страницы

 

В 2007 году, накануне своего 175-летия, Михайловский театр вернул себе историческое имя и славу самого светского музыкального театра Петербурга. Сегодня театр живет ярко и насыщенно, не забывая о своем императорском прошлом и лучших традициях, сформированных в течение XX века.
 


По инициативе и на личные средства нового директора Михайловского театра В. А. Кехмана в рекордно короткие сроки был произведен ремонт здания. Восстановленное парадное убранство зала и зрительской части позволяет комфортно провести вечер, как во время спектакля, так и в антракте.

Меценатский проект В. А. Кехмана положил начало значительным изменениям в жизни театра: в новом руководстве появилось созвездие прославленных имен: музыкальный руководитель, главный дирижер театра Петер Феранец, главный балетмейстер Михаил Мессерер, советниками генерального директора по художественным вопросам стали Елена Образцова и Фарух Рузиматов, состав оперной и балетной труппы пополнился новыми яркими исполнителями.

В начало страницы